Организация питания

Как осуществляется оплата за питание детей в учреждении дошкольного образования?

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 года № 307 ”О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования“ установлено, что плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Данным постановлением предусмотрены льготы по оплате питания. Так, в частности, оплата за питание

не взимается:

  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336), а именно:

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;

выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы –для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

 Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования снижается на 50 процентов:

  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;

удостоверение на право представления интересов подопечного и справку о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем

справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Вариант 1. В семье воспитывается трое детей 5-ти лет, 14-ти лет и 17 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата снижается на 50 процентов, так как он воспитывается в семье, имеющей статус многодетной.

Вариант 2. В семье воспитывается трое детей 4-х лет, 12-ти лет и 18 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения, так как старшему ребенку исполнилось уже 18 лет, что влечет за собой утрату статуса многодетной семьи.

Вариант 3. Семья, воспитывающая двух детей дошкольного возраста, проживает на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения. Так как в данной ситуации имеются два основания для получения льготы по оплате за питание – 50 процентов для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, и 30 процентов – для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, льгота предоставляется по выбору родителей по одному из оснований.

 Плата за питание снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребенок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается справка о месте жительства и составе семьи.

Вариант 1. В семье воспитывается двое детей: один ребенок посещает группу учреждения дошкольного образования, второй – первый класс учреждения общего среднего образования, находящегося на базе учреждения дошкольного образования. В данном случае только один ребенок получает дошкольное образование, поэтому родители оплачивают 100 процентов от действующих норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного образования.

Вариант 2. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых приемный. Оба ребенка посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание родного ребенка дошкольного возраста плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в деньв зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Вариант 3. В семье воспитываются трое детей дошкольного возраста, один из которых приемный. Все дети посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание двух родных детей, получающих дошкольное образование, – на 30 процентов.

Вариант 4. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых имеет статус инвалида. За питание ребенка-инвалида в учреждении дошкольного образования плата не взимается, а плата за питание второго ребенка, получающего дошкольное образование, снижается на 30 процентов.

Вариант 5. В семье воспитывается двое детей дошкольного возраста. Один из них получает дошкольное образование, второй –специальное образование на уровне дошкольного образования (например, посещает группу для детей с тяжелыми нарушениями речи). В данном случае плата за питание каждого ребенка снижается на 30 процентов, так как один ребенок получает дошкольное образование, а второй –специальное образование на уровне дошкольного образования.

Вариант 6. В семье воспитывается двое детей – одному ребенку 1,5 года, который находится дома с мамой (мама – в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет). Второй ребенок 5-ти лет посещает учреждение дошкольного образования. Плата за питание старшего ребенка взимается в размере 100 процентов, так как только один ребенок из данной семьи получает дошкольное образование.

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения).

Плата за питание детей, посещающих дошкольные учреждения по гибкому режиму, группы кратковременного пребывания, устанавливается из расчета: завтрак - 30 процентов, обед - 40, полдник - 10, ужин – 20 процентов от установленных денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника. Для расчета платы за питание по гибкому режиму родителю (законному представителю) воспитанника необходимо написать заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.

 

 

свернуть

Меню выходного дня

Примерное меню выходного дня

 для детей дошкольного возраста

Суббота

 

 №     

Наименование   блюд        

Вес порции, г. зависит

от возраста и особенностей ребенка

1

2

3

4

Завтрак

 Салат из свежих овощей с сыром и маслом  растительным нерафинированным;

 Плов фруктовый (с изюмом, черносливом,  курагой);

 Кофейный напиток со сливками или  молоком;

 Хлеб ржаной, пшеничный.

40-50

150-200

150-200

20-40

1

2

3

Завтрак 2

 Сок;

 Булочка;

 Фрукты, ягоды.

150-200

30-60

80-100

1

2

3

4

5

6

Обед

 Салат овощной со свеклой и маслом растительным  нерафинированным;

 Щи со свежей капустой с говядиной со сметаной;

 Биточки из говядины паровые;

 Пюре картофельно-морковное;

 Компот из свежих фруктов;

 Хлеб ржаной, пшеничный.

40-50

200/10/15

50-80

130-150

150-200

30-60

1

2

Полдник

 Йогурт, сухарики;

 Фрукты, ягоды.

100/30

60-100

1

2

3

4

5

Ужин

 Зразы рыбные с яйцом рубленые паровые (рыба  тресковой породы);

 Каша гречневая вязкая;

 Кефир или ряженка и др. кисломолочные  продукты;

 Хлеб пшеничный.

60-80

130-150

150-200

20-40

Воскресенье

 

 №     

                       Наименование   блюд        

  Вес порции, г. зависит

        от возраста и    особенностей ребенка

 1

 2

 3

 4

                                     Завтрак

 Салат из свежих овощей  и маслом  растительным  нерафинированным;

 Вареники ленивые с протертыми свежими ягодами;

 Чай с лимоном и медом;

 Хлеб ржаной, пшеничный.

              40-50

             150/50

       150/5/10-200/7/10

              20-40

 1

 2

 3

                           Завтрак 2

 Сок;

 Ватрушка с повидлом;

 Фрукты, ягоды.

              150-200

                40-60

                  100

 1

 2

 3

 4

 5

 6

                                  Обед

 Салат из сыра и моркови  с растительным маслом;

 Суп овощной с птицей;

 Филе птицы тушеное в молочном  соусе;

 Пюре из тыквы или кабачки  запеченные;

 Кисель ягодный или морс (клюква,  брусника и  др.);

 Хлеб ржаной, пшеничный.

                    40-50

                   200/15

               50/30-60/40

                   130-150

                   150-200

                    30-60

 1

 2

                                Полдник

 Молоко или кисломолочный напиток;

 Мусс плодово-ягодный с сиропом.

               150-200

                 80-100

 1

 2

 3

 4

 5

                                  Ужин

 Рыба тушеная с овощами в сметане;

 Кортофельное пюре с цветной  капустой;

 Какао с молоком;

 Хлеб ржаной,пшеничный.

               60/40-70/50

                  100-150

                   150-200

                    20-30

 

свернуть

Золотые правила питания детей

Родители должны помнить, что их дети растут, поэтому они постоянно нуждаются в пополнении энергии и питательных веществ. Если они не будут получать необходимые питательные вещества, могут болеть. 
развернуть

    1.Для развития ребёнка, улучшения памяти, сообразительности нужно включать в рацион творог, рыбу, орехи, бобовые, фрукты, ягоды.

   2.Не нужно заставлять ребёнка есть. Дети должны потреблять пищу, когда они хотят. Только можно легко корректировать режим питания ребёнка, а не кардинально менять. Дети чувствуют, когда они голодны или сыты.

  3.Пища должна быть разнообразной. По возможности желательно чтобы на столе были разнообразные блюда (каша, молочные продукты, фрукты, рыбные и мясные блюда) чтобы ребёнок мог самостоятельно решить, что ему по вкусу. Однако не всегда у родителей есть возможность и время, чтобы обеспечить ребёнку разнообразное питание, тогда нужно искать быстрые рецепты, которые не требуют много продуктов. Если блюдо будет красиво оформлено ребёнок его с удовольствием съест. 

  4.Ребёнок должен ежедневно получать достаточно энергии из пищи. Поэтому нужно, чтобы дети ели часто и разнообразную пищу. Когда ребёнок не получает нужно количество калорий он будет вялым и малоактивным.

   5.В рацион ребёнка нужно обязательно включать молочные продукты, фрукты, овощи, рыбу, мясо и орехи. Желательно чтобы на столе находилось блюдо с различными фруктами, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно решать, какой фрукт ему потреблять, и в каком количестве. Потребление фруктов ребёнку можно не ограничивать. Родители должны следить чтобы дети получали оптимальное количество пищи, которая содержит белки как избыток, так и недостаток белков вредны для детей.

  6.Вода играет важную роль в жизни ребёнка. Поэтому родители должны следить чтобы их ребёнок с утра делал пару глотков воды. Вода помогает активизировать работу желудка.

  7.Для развития детей им нужен сахар. Нужно включать в рацион ребёнка сладкие фрукты, мёд и сухофрукты. Они богаты на фруктозу, сахарозу и глюкозу легко усваиваются детским организмом. 

    Если дети будут участвовать во время покупок в выборе продуктов они будут самостоятельно приучаться правильно питаться.

Все дети взрослеют, им придётся создавать свои семьи и уже учить своих детей. Поэтому родители должны понимать всю ответственность, которая на них возлагается. Правильное питание — это залог здоровой и умной нации. 

 

 
 
 
свернуть

Горшочек вари: какая каша самая полезная?

Несмотря на то, что крупы по своему составу имеют схожий набор основных полезных веществ, тем не менее, они очень сильно отличаются по качественному и количественному соотношению между разными питательными веществами. И, исходя из этих различий, различные виды круп можно разделить согласно их составу, получив таким образом рейтинг их «полезности» для питания детей.

Любая каша богата углеводами, растительными белками и клетчаткой, кроме того они содержат большое количество витаминов (особенно группы В) и ряда минеральных веществ. Это делает каши – важным продуктом в питании взрослых и особенно детей. Подсчитано, что злаки (главным образом - каши) обеспечивают около 30% необходимой энергии для детей до 3-х лет, около 40% - для детей дошкольного возраста и до 50% - в рационе школьников. А согласно рекомендациям Всемирной Организации Здоровья (ВОЗ) необходимо, чтобы суточный рацион человека не менее чем на половину состоял из каш, хлебобулочных изделий, хлопьев (мюслей) и других зерновых продуктов.           

Каши для детей: рейтинг «полезности»

Гречневая каша   Возглавляет наш рейтинг гречневая каша. К ее преимуществам можно отнести высокое содержание растительных белков (с хорошо сбалансированным аминокислотным составом), клетчатки, витаминов В1, В2, Е, фосфора, магния и калия, а также железа. Кроме того гречневая каша не содержит глютена. 

Рисовая каша      На третьем месте в нашем рейтинге находится рисовая каша. К ее преимуществам относится гипоаллергенность, что делает ее весьма ценным продуктом для аллергиков, и отсутствие глютена. Кроме того, несмотря на малые количества простых сахаров и жирных кислот, рисовая каша имеет высокую энергетическую ценность. Полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (кроме запоров). К недостаткам рисовой каши можно отнести скудное содержание витаминов и минеральных веществ. А из-за своих «крепящих» свойств ее не рекомендуют для регулярного употребления детьми и людям с задержкой стула.                 

Перловая каша (из ячменя)  Перловая каша содержит много крахмала, калия и железа. В ее состав также входит глютен. Но из-за плохой усвояемости перловую кашу практически не используют в питании детей младше двухлетнего возраста.

Пшенная каша    Пшенная каша богата углеводами и клетчаткой, а в ее состав входят большие количества полезных полиненасыщенных жиров, витамин А и микроэлемент кобальт. Также пшено не содержит глютен и полезно при лечении антибиотиками, так как выводит продукты их распада из организма. Пшенная каша бедна витаминами и минеральными веществами (за исключением вышеперечисленных), а входящие в ее состав, белки обладают низкой биологической ценностью. Кроме того она переваривается хуже большинства других каш, и поэтому ее не рекомендуют детям младше полутора-двух лет.                                                              

Овсяная каша   Овсяная каша тоже весьма ценный и полезный продукт. Овсянка богата ценными растительными белками и жирами, что делает ее хорошим источником энергии. Кроме того в состав овсяной крупы входит максимальное среди других круп количество клетчатки, а также витамины В1, В2, РР, Е, калий, кальций, фосфор, железо и магний. Помогает выводить из организма соли тяжелых металлов.      Это важно: в состав овсянки входит глютен.                                                                                             

Ржаная каша  Ржаная каша содержит большое количество сахаров, растительных белов и глютен. Богата пектином и такими минеральными веществами как кальций, фосфор и железо. С успехом применяется при лечении избыточной массой тела и запоров. К недостаткам ржаной каши следует отнести высокую газообразующую способность, что не позволяет ее использовать для питания детей младшего возраста.                                                                                                                                 

Кукурузная каша  Кукурузная каша содержит большое количество углеводов и клетчатки, благодаря чему затормаживает в кишечнике процессы брожения и гниения. Также кукуруза не содержит глютен. С другой стороны кукурузная каша бедна белками (к тому же они имеют не оптимальный аминокислотный состав), витаминами и минеральными веществами (за исключением железа). И по ряду причин для питания детей эта каша рекомендуется только с 9–10-месячного возраста.                                             

Манная каша  Манная каша содержит большое количество крахмалов, поэтому обладает высокой энергетической ценностью. Кроме того манка известна своим приятным вкусом и к тому же используется при заболеваниях ЖКТ, требующих щадящих диет. К недостаткам манной каши можно отнести низкое количество клетчатки, витаминов и других полезных веществ, а также низкую биологическую ценность, входящих в ее состав белков.

Несмотря на то, что крупы по своему составу имеют схожий набор основных полезных веществ, тем не менее, они очень сильно отличаются по качественному и количественному соотношению между разными питательными веществами. И, исходя из этих различий, различные виды круп можно разделить согласно их составу, получив таким образом рейтинг их «полезности» для питания детей.

Любая каша богата углеводами, растительными белками и клетчаткой, кроме того они содержат большое количество витаминов (особенно группы В) и ряда минеральных веществ. Это делает каши – важным продуктом в питании взрослых и особенно детей. Подсчитано, что злаки (главным образом - каши) обеспечивают около 30% необходимой энергии для детей до 3-х лет, около 40% - для детей дошкольного возраста и до 50% - в рационе школьников. А согласно рекомендациям Всемирной Организации Здоровья (ВОЗ) необходимо, чтобы суточный рацион человека не менее чем на половину состоял из каш, хлебобулочных изделий, хлопьев (мюслей) и других зерновых продуктов.           

Каши для детей: рейтинг «полезности»

Гречневая каша   Возглавляет наш рейтинг гречневая каша. К ее преимуществам можно отнести высокое содержание растительных белков (с хорошо сбалансированным аминокислотным составом), клетчатки, витаминов В1, В2, Е, фосфора, магния и калия, а также железа. Кроме того гречневая каша не содержит глютена. 

Рисовая каша      На третьем месте в нашем рейтинге находится рисовая каша. К ее преимуществам относится гипоаллергенность, что делает ее весьма ценным продуктом для аллергиков, и отсутствие глютена. Кроме того, несмотря на малые количества простых сахаров и жирных кислот, рисовая каша имеет высокую энергетическую ценность. Полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (кроме запоров). К недостаткам рисовой каши можно отнести скудное содержание витаминов и минеральных веществ. А из-за своих «крепящих» свойств ее не рекомендуют для регулярного употребления детьми и людям с задержкой стула.                 

Перловая каша (из ячменя)  Перловая каша содержит много крахмала, калия и железа. В ее состав также входит глютен. Но из-за плохой усвояемости перловую кашу практически не используют в питании детей младше двухлетнего возраста.

Пшенная каша    Пшенная каша богата углеводами и клетчаткой, а в ее состав входят большие количества полезных полиненасыщенных жиров, витамин А и микроэлемент кобальт. Также пшено не содержит глютен и полезно при лечении антибиотиками, так как выводит продукты их распада из организма. Пшенная каша бедна витаминами и минеральными веществами (за исключением вышеперечисленных), а входящие в ее состав, белки обладают низкой биологической ценностью. Кроме того она переваривается хуже большинства других каш, и поэтому ее не рекомендуют детям младше полутора-двух лет.                                                              

Овсяная каша   Овсяная каша тоже весьма ценный и полезный продукт. Овсянка богата ценными растительными белками и жирами, что делает ее хорошим источником энергии. Кроме того в состав овсяной крупы входит максимальное среди других круп количество клетчатки, а также витамины В1, В2, РР, Е, калий, кальций, фосфор, железо и магний. Помогает выводить из организма соли тяжелых металлов.      Это важно: в состав овсянки входит глютен.                                                                                             

Ржаная каша  Ржаная каша содержит большое количество сахаров, растительных белов и глютен. Богата пектином и такими минеральными веществами как кальций, фосфор и железо. С успехом применяется при лечении избыточной массой тела и запоров. К недостаткам ржаной каши следует отнести высокую газообразующую способность, что не позволяет ее использовать для питания детей младшего возраста.                                                                                                                                 

Кукурузная каша  Кукурузная каша содержит большое количество углеводов и клетчатки, благодаря чему затормаживает в кишечнике процессы брожения и гниения. Также кукуруза не содержит глютен. С другой стороны кукурузная каша бедна белками (к тому же они имеют не оптимальный аминокислотный состав), витаминами и минеральными веществами (за исключением железа). И по ряду причин для питания детей эта каша рекомендуется только с 9–10-месячного возраста.                                             

Манная каша  Манная каша содержит большое количество крахмалов, поэтому обладает высокой энергетической ценностью. Кроме того манка известна своим приятным вкусом и к тому же используется при заболеваниях ЖКТ, требующих щадящих диет. К недостаткам манной каши можно отнести низкое количество клетчатки, витаминов и других полезных веществ, а также низкую биологическую ценность, входящих в ее состав белков.

свернуть

Особенности питания в осенне-зимний период

Питание детей дошкольного возраста в осенне-зимний период должно быть организовано таким образом, чтобы детский организм мог нормально развиваться. За лето все привыкли к обилию фруктов на столе, а чтобы легче было адаптироваться к осеннему периоду, нужна более питательная пища. Без нее детям будет очень сложно бороться с вирусными атаками и сопротивляться низким температурам.

       Детский организм до конца не сформирован, поэтому нуждается в большем количестве калорий. В связи с этим рекомендуется пополнить рацион малыша зерновыми. Они содержат очень много углеводов и медленно расщепляются, а значит, снабжают ребенка дополнительной энергией.

            Существуют продукты, которые следует исключить из детского рациона: жирные сорта мяса, консервы, колбасы и острые приправы. Многие кулинарные рецепты для улучшения вкусовых качеств рекомендуют использовать укроп, петрушку, лук и чеснок. Эти растения способны не только улучшать вкус пищи, но и сдерживать рост болезнетворных микробов.

            Для поддержания температуры тела в осенне-зимний период необходимы жиры. Детям нужно давать сыр, масло, творог и молоко. Эти продукты содержат много кальция, а значит, являются гарантией здоровых костей ребенка. Кроме этого детям необходимо регулярно потреблять мясо, птицу и рыбу, так как без них невозможно нормальное развитие организма. 

    Как витаминизировать питание ребенка!

Чтобы улучшить работу иммунной системы ребенка в зимний период, необходимо витаминизировать его питание на протяжении лета и осени. Осень очень богата на созревшие фрукты и овощи, которые являются главной кладовой витаминов и полезных микроэлементов. Поэтому в осенний период обязательно вводите в рацион своих детей овощи, такие как капуста, морковка, сладкий перец и многие другие. Получив достаточное количество витаминов, организм ребенка будет лучше сопротивляться различным вирусным и инфекционным заболеваниям.

Источники витамина С

Чтобы пополнить организм ребенка витамином С, необходимо вводить в его рацион такие овощи, как сладкий перец, который является лидером среди овощей по содержанию этого витамина; капусту, причем совершенно не важно, свежую или квашенную; яблоки, особенно с кислинкой, также очень богаты витамином С. Чтобы ребенок получил необходимую суточную норму витамина С, необходимо, чтобы он съел всего лишь один свежий сладкий перец или граммов 200 капустного салата. Лучше всего давать ребенку овощи в сыром виде, так как витамин С разрушается под воздействием высоких температур.

Источники витаминов А и В6

Морковь является настоящим кладезем этих витаминов. Витамин А способствует укреплению иммунитета и повышению сопротивляемости организма к инфекциям. Витамин В6 также является отличным защитником иммунной системы, к тому же он играет важнейшую роль в формировании лимфоцитов (кровяных телец). Кроме моркови, эти витамины содержат такие овощи, как картофель, капуста, бобы, фасоль, горох, зеленый лук, шпинат. Однако необходимо учесть, что витамин А лучше усваивается при помощи жиров, поэтому салаты из этих овощей лучше всего заправлять растительным маслом.

Источники витамина В1 (тиамин)

Чтобы укрепить нервную систему ребенка, а также улучшить работу его пищеварительной системы, в рационе должны присутствовать такие овощи, как горох, фасоль, помидоры, шпинат. Суточная потребность в этом витамине не такая уж и большая, всего 2-3 мг, но его отсутствие может способствовать развитию различных заболеваний.

Как готовить овощи, чтобы сохранить витамины

Чтобы сохранить питательную ценность овощей, необходимо правильно их обрабатывать и готовить. Мыть овощи нужно в холодной проточной воде. Помните, что основная часть витаминов и минералов в овощах находится под кожурой, поэтому чем тоньше вы их почистите и крупнее порежете, тем меньшие будут потери витаминов.

При необходимости отварить овощи лучше всего это делать в неочищенном виде, чтобы витамины, содержащиеся в них, меньше разрушались. А еще лучше, если вы их потушите, испечете на гриле или в духовом шкафу либо приготовите на пару. Зелень лучше всего класть уже в готовые блюда, а если все же необходимо их проварить, то не более 5 минут.

Знайте, что именно осень является самой благодатной порой для витаминизации ребенка, так как в свежих овощах самое большое содержание витаминов, а при длительном хранении, даже в самых лучших условиях, часть витаминов и минералов разрушаются. Однако овощи и фрукты необходимо давать ребенку круглый год, чтобы пополнять запасы организма полезными веществами.

Ценным источником витаминов и клетчатки являются сухофрукты. Они не только стимулируют мозговую и двигательную деятельность, но и повышают иммунитет. Грецкие орехи укрепляют центральную нервную систему и питают клетки головного мозга. Очень полезен детскому организму арахис, так как он восстанавливает обмен веществ и помогает бороться с простудными заболеваниями.

 

свернуть

Что надо знать об этикете для детей?

Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 - 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:

Ребенок моет руки

  • Необходимая подготовка к приему пищи. Для дошколят должны стать нормой: чистые руки, салфетка на груди (у малышей) или на коленях и перед собой (у дошколят), посещение туалета перед едой, аккуратно заправленная одежда.
  • Правильная посадка за столом. Ребёнок должен понимать, почему так важно красиво сидеть за столом: не разваливаться и не раскачиваться на стуле, сидеть прямо, не облокачиваясь на стол, не расставляя локти. Именно так можно аккуратно и умело пользоваться столовыми приборами. А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение. Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом.
  • Сервировка стола для каждого возрастного периода. Для совсем маленьких детишек стол излишне не перегружают столовыми приборами, так как это отвлекает кроху от принятия пищи и побуждает играть лишними предметами. А вот для дошколенка важно сервировать стол так же, как и для взрослых: салфетки, хлебница, разного размера тарелки, ложка, вилка, нож. Не надо волноваться, что ребенок может пораниться столовыми приборами. Во-первых, нужно приобрести детские наборы столовой посуды, которая практически безопасна для малышей. Во-вторых, обучать пользоваться ножом и вилкой нужно постепенно, под присмотром взрослых. В-третьих, прием пищи за правильно сервированным столом как можно чаще организовывать в семейном кругу, чтобы дать возможность крохе поучиться у близких. Тогда это станет нормой для малышей.
  • Правильное поведение взрослых и детей за столом. Во время еды не надо разговаривать на отвлеченные темы, постоянно одергивать малыша, если он делает что-то неправильно. Это отвлекает маленького ребенка от правильного пользования столовыми приборами, аккуратной еды. Но и молчание за столом тоже противоестественно. Поэтому негромкое одобрение малыша за красивые манеры, похвала хозяйке за вкусное блюдо, короткое замечание спокойным тоном по поводу неправильного действия будут вполне уместны. Манеры взрослого за столом должны стать примером для ребенка.
  • Общепринятые нормы этикета. Ребенок должен с младенчества понимать, что чавкать, громко смеяться, тянуться за едой через весь стол, копаться в общем блюде, убегать из-за стола, забывая благодарить за обед - неприемлемо. Все это вызывает неодобрение окружающих и негативное отношение к самому ребенку. Близкие в семье должны объяснять это дошколятам при любой возможности и порицать за такое поведение. Невозможно привить этикет, если в семье он не соблюдается!

Застольные правила дошколятам!

Что в себя включают правила застольного этикета для маленьких детей? Родителям нужно самим их хорошо знать и растолковать ребенку. А запомнить и выучить помогут картинки, которые можно нарисовать всем вместе, подписав веселыми стихами:

Рисуем с детьми картинки по правилам этикета

  1. За столом сиди прямо, руки держи на столе, локти на стол не клади ("Не упирайся в стол локтями и спину прямо ты держи").
  2. Не кричи, не разговаривай и не пой во время еды, особенно с полным ртом.
  3. Играть с едой и столовыми приборами нельзя!
  4. Некрасиво с шумом дуть на еду или прихлебывать суп, ешь с закрытым ртом.
  5. Хлеб бери только рукой ("Рукой также можно брать пирог и глазированный сырок").
  6. Жидкое блюдо ешь ложкой, а твердое - вилкой ("Ложкой ешь кисель и кашу, суп, пюре и простоквашу").
  7. Если пользуешься ножом, то вилка должна быть в левой руке, а нож - в правой.
  8. Не играй с ножом, он нужен только для того, чтобы отрезать кусочки еды.
  9. Из общего блюда бери тот кусок, который лежит ближе. Если блюдо находится далеко, попроси соседа помочь положить еду на твою тарелку ("За едою не тянись, а к соседу обратись").
  10. Вытирай лицо и руки после еды салфеткой.
  11. Не забывай благодарить за обед! Ведь мама старалась приготовить все вкусно.
  12. Не спеши выскакивать из-за стола и отвлекать всех от еды. Дождись, пока закончится обед.
свернуть