Советы учителя-дефектолога

Как развить у ребёнка черты толерантной личности

Воспитание толерантности у детей перестало быть просто веянием моды. Толерантность — это сигнал того, что человек открыт к новым возможностям в различных аспектах жизни. И умение доброжелательно взаимодействовать с абсолютно разными людьми ребенок должен получать именно от родителей. Но не все родители считают это достаточно важным. Особенно это касается тех, кому в жизни мало приходилось общаться с людьми с особенностями психофизического развития. Но в современном обществе детям необходимы такие навыки общения: это позиция открытости и уважения к различиям, которые существуют среди людей, это умение отвергать несправедливые стереотипы, преодолевать культурные несовпадения, искать общее между людьми. Воспитание толерантности у детей: что не заслуживает терпимого отношения? Толерантного отношения заслуживают далеко не все модели поведения, поступки, которые причиняют боль другим, неуважительное отношение, подлость, ложь, воровство и прочее нарушение социальных норм не заслуживает терпимости.

Как и другие качества, развивать толерантность у детей нужно очень искусно. Еще до того, как ребенок научится говорить, он внимательно следит  и подражает  родителям. Отношение к окружающим настолько неотъемлемо прижилось в психологии родителей, что они редко о нем задумываются. Родители, которые демонстрируют толерантность в своей повседневной жизни, посылают мощный сигнал. В результате, их дети учатся ценить различия.

Что могут сделать родители для формирования толерантности у детей:

  1. Разговаривайте о том, что особенности других людей заслуживают принятия и уважения. Это поможет детям больше узнать о ценностях, которые вы стремитесь им привить.
  2. Дайте ребенку возможность играть и учиться с детьми, которые отличаются от него. Это позволяет детям узнать на собственном опыте, что каждый из нас имеет свои отличия, и что этими отличиями мы и интересны.
  3. Помните, что дети всегда слушают. Задумайтесь, как вы говорите о тех, кто отличается от вас. Не поддерживайте юмор, который увековечивает стереотипы. Многие, на первый взгляд, безобидные шутки подрывают толерантность и уважение.
  4. Тщательно отбирайте книги, игрушки, музыку, живопись и фильмы. Помните, что медиа и поп культура имеет огромное влияние на формирующийся характер.
  5. Указывайте на несправедливые стереотипы и говорите о том, как они показаны в СМИ.
  6. Честно и уважительно отвечайте на детские вопросы. Это учит тому, что различия можно и нужно обсуждать, если это делается с уважением.
  7. Признавайте и уважайте различия в вашей собственной семье. Демонстрируйте то, что принимаете различные способности, интересы и стили ребенка. Цените уникальность каждого члена вашей семьи.
  8. Помните, что толерантность не означает терпимость неприемлемого поведения. Это означает, что каждый заслуживает уважительного отношения и должен также относиться к другим с уважением.
  9. Помогите ребенку научиться хорошо относиться, прежде всего, к себе. Дети, которые плохо относятся к себе, и к другим относятся плохо. Дети с сильным чувством собственного достоинства и уважением к себе более склонны относиться и к другим с уважением. Помогите ребенку почувствовать себя признанным, уважаемым и оцененным.

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны всем. Ребёнку следует объяснять, что неуважение того или иного человека не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность: уважает мнение других, доброжелательна, направлена на взаимодействие, способна понять и принять, любознательна и чутка, снисходительна.

Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы  разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей: национальные, религиозные, этнические, социальные, половые, связанные с внешним видом, связанные с состоянием здоровья, связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании — это общение педагога и воспитанников, построенное на оптимальных условиях, способствующих формированию у дошкольников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Толерантные родители, какие они? Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается агрессия, вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки — то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих. «Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

-Если ребёнка регулярно подвергают критике — он будет учиться ненавидеть.

-Если к ребёнку враждебно относятся — он может легко стать агрессивным.

-Если над ребёнком постоянно смеются — он вырастет замкнутым.

-Если ребёнка частенько упрекают — его будет преследовать чувство вины.

-Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть — он будет также принимать и людей.

-Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают — он поверит в себя.

-Если с ребёнком честны родители — он станет по-настоящему справедливым.

-Если ребёнок чувствует безопасность — он вырастет оптимистом.

-Если ребёнка понимают и заботятся о нём — он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра — вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен — причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность — это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности:

- Научитесь слушать ребёнка и слышать его.

- Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.

- Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.

- Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.

- Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

- Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров  в общении и врагов!

свернуть

Развитие фонематического восприятия – основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки, из которых состоит наша речь. Это умение называется фонематическим восприятием.

   Ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми нарушениями. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

   Цель упражнений – научить ребёнка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

   Игры для развития фонематического восприятия рекомендуется для детей после 3-х лет. Это необходимо ребёнку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.

   Малыша с пелёнок учат реагировать на интонацию, ритм и звучание слов. Уже в конце первого года жизни ребёнок замечает различия в звучании слов. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается правильно произносить их. К концу второго он различает все звуки родного языка и может заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников, пытается исправить их. Ему становится доступным фонематическое различие звуков. Такой путь овладения звуковой стороной слова совершает каждый ребёнок. Чтобы компенсировать задержку в речевом развитии ребёнка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый должен своевременно прийти на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности. Всё это необходимо и детям без нарушений в развитии речи, ведь сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).

   Рекомендуемые упражнения помогают малышу осваивать звуковую систему языка, подготовят ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи. Можно заниматься даже с неговорящими детьми, разумеется, выбрав адекватные игры.

 

«Шумящие коробочки».

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочку можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д.. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность. Не забывайте меняться ролями и обязательно ошибайтесь.

«Чудо-звуки».

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите звуки - какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию.

Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, голоса людей, А еще не забывайте про запахи- это тоже опоры для детей в познании и обучении.

«Слушай, пробуй, как звучит».

Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. А ребенок должен угадывать, что и как звучало.

«Угадай, что звучало».

Проанализируйте с детьми бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми словами, постепенно нужно приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного до семи.

«Что как звучит».

Сделайте с детьми волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы вокруг зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом? Можно взять волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант игры: узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я стучала? Что звучит похоже? Где вы слышали похожие звуки?»

«Где позвонили».

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него тихо звените, шумите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где звенит? Слева? Справа от тебя? Впереди, сзади?

«Выбери предмет».

Вы стучите, гремите, шелестите, играете на инструментах, а ребенок отгадывает что вы делали, что звучало, и показывает нужный предмет.

«Создаем мелодию».

Вступайте с ребенком в диалог на инструментах - чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга, можно создавать мелодию с помощью хлопков. Внимательно слушайте друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».

«Отработка ритмических рисунков».

 Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры могут быть разными: ребенок выполняет ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими руками одновременно, поочередно (хлопки или удары); воспроизводит тот же рисунок ногами; придумывает свои ритмические рисунки.

«Громко — тихо».

Попросите детей произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных героев, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

«Камертон».

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог-один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

«Узнай свой голос».

Запишите на магнитофон голоса детей и свой голос. Прослушайте запись вместе. Каждый ребенок пусть узнает свой голос, назовет голоса других детей.

 

«Подскажи словечко»

У норы добычи ждет,

Притаившись серый …..

Мышь осталась без хвоста

Вырываясь от ….. и т.д.

«Закончи предложение»

Я хотел устроить бал и гостей к себе …...

Купил муку, купил творог, испек рассыпчатый …... и т.д.

 

свернуть

За помощью к учителю-дефектологу

Уважаемые мамы и папы, многие из Вас задаются вопросом: когда нужно обращаться за помощью к специалисту по поводу развития речи ребёнка? Необходимо знать, что наиболее благоприятный период для развития речи малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться с учителем-дефектологом о том, соответствует ли речь ребенка его возрасту.
развернуть

Вам следует обратиться к учителю-дефектологу, если:

  До 2-х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист – учитель-дефектолог даст рекомендации, как стимулировать появление речи у «неговорящих» детей.

  Ребенок старше 4-х лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому времени у малыша полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

  Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (заикается).

  Ребенок старше 6-ти лет не запоминает стихи, не может пересказать текст, нарушает структуру слов.

 

Точную причину нарушений, должен определить учитель-дефектолог. Возможно, также потребуется консультация невропатолога, ортодонта, отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.

Возможные причины нарушений:

  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • «педагогическая запущенность»;
  • ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
  • снижение слуха;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
  • сосание пальца.

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. От совместной работы специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша. Родителям нужно объединиться со специалистами, врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Основными направлениями работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:

  • нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
  • развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
  • выработка речевого дыхания;
  • стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
  • выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

 

Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Учитель-дефектолог учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего, диафрагмального дыхания.

Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж, является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка и т.п. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики. Это позволяет повысить интерес к занятию и повысить эффективность всей работы.

Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (проводится с музыкальным сопровождением). Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.

Использование игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения. Любые нарушения речи можно исправить - важно не упустить время.

 

Помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!

 

свернуть

Лэпбук, как дидактическое средство обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

Для работы с детьми, имеющими речевые нарушения необходимы разнообразные подходы, идеи, методы и формы работы, которые были бы интересны дошкольникам, соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали задачи коррекции речевого развития
развернуть

Предлагаю Вам познакомиться с интересным пособием для работы с детьми в домашних условиях – лэпбуком.

Что же такое лэпбук?

    Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», или как его еще называют интерактивная тематическая папка с кармашками и окошками, которые дают возможность размещать информацию в виде карточек, картинок, рисунков, небольших текстов и т.д. в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог, родитель самостоятельно или совместно с ребёнком собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, интересно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.

         Можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на решение задач в рамках заданной темы, формирование необходимых навыков и умений.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской познавательной деятельности.

Из чего состоит лэпбук? Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, конверты, книжки-раскладушки, окошки, вращающиеся круги, блокноты, лист, сложенный несколько раз, и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации. 

Алгоритм изготовления лэпбука:

  1. Выбор темы.  Тема должна быть интересна ребенку, выполнима (соответствовать возрасту), оригинальна. Можно брать   обобщающие темы - зима, осень, транспорт и т.п. или более узкие, несущие конкретную информацию, например,  тема «Если вы вежливы», также можно брать темы по звукопроизношению.  
  2. Чтобы полностью раскрыть тему, необходимо составить подробный план того, что должен включать в себя лэпбук. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками - это учебное пособие. Поэтому важно продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему, т.е. иметь чёткие задачи. А для этого нужен план того, что будет содержать папка.
  3. Следующий этап самый интересный: надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, от самого простого до достаточно сложного (от кармашков и конвертиков до вращающихся кругов и мини-книжек).
  4. Оформление. Должно быть ярким, красочным, интересным.

Задания могут быть представлены в форме разнообразных игр. Например, произнести звук изолированно, проводя пальчиком по извилистой дорожке, в слогах, словах, чистоговорках, чётко проговаривая звук, с опорой на картинки, представленные в занимательной форме;  отгадать загадку, найти картинку-отгадку, сказать, с какого звука начинается слово-отгадка; а затем составить предложения или рассказ по картинке или серии картинок; выполнить звуковой анализ слова или задание для развития пространственных представлений.

Чем привлекательна данная форма работы?

       Во-первых,  лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

       Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

      В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает  информацию.

       В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

        Ну и, в конце концов, это просто интересно!

 

 

свернуть

Развитие связной речи ребёнка

В повседневной жизни, общаясь со всеми, ребёнок говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности.

 

развернуть

   К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и сложные слова.

Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и  в учреждении дошкольного образования:

  • Формировать интерес ребенка к художественной литературе.
  • Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.
  • Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии проблемой не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье:

а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.д.);

б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);

в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале рассмотрите ее вместе с ребенком затем, спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком).

  • Формировать интерес ребенка  к театрализованной деятельности.

Необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.

          Игры на развитие различных речевых навыков

  •          Игра   «Угадай, что у меня в сумке».

Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? То есть вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет).

  • Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем».

Надо имитировать действие каких-то видов работ. Например, чистка картошки, сбор яблок.

  • Игра «Так бывает или нет?»

Дети должны заметить, что верно, а что неверно. Потом сказать: «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Предположительный ответ ребёнка: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант: «Наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Предположительный ответ ребенка: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

  • Игра «Угадай, что это».

Выбираете любой предмет, начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Это несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». «Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»

  • Игра «Скажи наоборот».

Если я скажу широкая, ты скажешь – узкая. Если скажу здоровый, ты скажешь больной; грустный – веселый; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; грязный-чистый; гладкий – шершавый и т. д.

  • Игра «Добавлялки».

Нужно подбирать подходящие слова. Например: я знаю точно наш адрес, и свой подъезд, и свой… (этаж).

Важно по морю  плывет трехэтажный… (теплоход)

Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)

Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)

Ир-ир-ир – мой папа… (командир)

Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать, но еще и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?».

И, конечно, не забывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть ребёнок как можно больше вырезает, штрихует, раскрашивает, собирает мозаики, складывает пазлы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Желаем удачи!

свернуть

Игры, направленные на развитие речи

ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА (тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом. 

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у». Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з». Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф». Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь». Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с». Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх». Птичка маленькая пела – «Тиль-ль,тиль-ль». И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж». 

 Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально. 

 

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА (тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить. 

Погулять язык собрался: (открыть рот) 

Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам) 

Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать) 

На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – «облизнуться») 

Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону) 

Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх) 

Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту) 

 

Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», Вам придется повернуть язык вправо и наоборот. Можно записать текст на магнитофон, тогда Вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнения вместе с малышом. Можете придумать свою сказку про язычок с похожими движениями («сладкое варенье»; «грибок» - язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается, так растягивается уздечка языка; «толчки в стенку»- язык упирается в щеку изнутри, Вы немного давите на «шишечку»,образовавшуюся на щечке снаружи). 

 

ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ (материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных) 

 

  1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.).
  2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости. – «Му-Му –у» – кто это мычит? – «Мяу – мяу» – кто пришел? – А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»? – «Ко-ко-ко» – кто теперь? – «Ква-ква-ква» – а это кто? – «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос? – «Тик-так, тик-так» – а это что? И так далее.

Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая. 

 

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ (игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д.) 

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. 

Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования). 

Упражнения на развитие речевого дыхания 

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как [с], [з], [ш], [ж], [р], ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох и выдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.

 

«ОДУВАНЧИК» (материал: цветок одуванчика)

На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза. 

 

«СНЕЖИНКИ»

(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза. 

 

«БАБОЧКА, ЛЕТИ!» (материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка) 

Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова. 

свернуть

Речь ребенка на кончиках пальцев.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Один из основных методов накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! 

Для детей до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки. 

Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе бумаги), пластилин (под присмотром взрослого) – его можно пока просто мять и разрывать на кусочки. 

Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х лет предложите ребенку игры с пуговицами (под присмотром взрослых). Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажер для ножек, по которому можно ходить; или сделать забавные застежки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки. 

Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-ворона», но есть и более сложные для проговаривания и показа. 

Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки – сложнее). Также под контролем взрослых.

После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей (большие детали); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бусин и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой). 

Все эти игры приносят детям радость и развивают мелкую моторику рук, а через них – мышление, речь, внимание и т.д. 

свернуть

ПАМЯТКА для РОДИТЕЛЕЙ по проведению артикуляционной гимнастики

Для того чтобы овладеть правильным произношением, необходимо подготовить к этому мышцы артикуляционного аппарата.
развернуть

   Поможет в этом артикуляционная гимнастика, которую необходимо выполнять перед зеркалом. Выполняйте с ребенком ежедневно по 5-6 упражнений, чередуя и меняя их таким образом, чтобы ребенок овладел всем комплексом.

1.«Улыбка». Губы в улыбке, зубы видны. Удерживать губы в таком положении под счет до 5-10.

2. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать губы в таком положении под счет до 5-10.

3.  «Лопатка». Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Удерживать губы в таком положении под счет до 5-10.

4.«Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, поднять края языка вверх в форме чашечки.

5. «Грибок». Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка. Удерживать 5-10 секунд.

6. «Вкусное варенье». Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу.

7«Качели». Язык, не касаясь губ копчиком, производит движения вверх, вниз.

8. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

9«Часики». Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта (при этом язык не должен дотрагиваться до губ, челюсть должна быть неподвижна).

10. «Непослушный язычок». Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя).

11. «Чищу зубы». Языкам проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней.

свернуть

Организация работы по исправлению нарушений звукопроизношения в домашних условиях

Чем богаче словарный запас и правильнее речь ребенка, тем легче ему оформлять и высказывать свои мысли, тем шире его потенциальные возможности в познании реальной действительности.
развернуть

   Поэтому родителям,  у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, необходимо своевременно обратиться к учителю-дефектологу и строго выполнять все его методические  указания.

Человек  правильно произносит  различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря активной подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.  Отработать четкое движение органов артикуляционного аппарата помогает специальные упражнения: артикуляционная гимнастика, которая чаще всего на первоначальном этапе дается как домашнее задание.

Занятия по заданию учителя-дефектолога с ребенком  в домашних условиях следует проводить ежедневно в форме игры. Задания по развитию возможностей артикуляционного аппарата  проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог зрительно контролировать правильные движения  подвижных органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные артикуляционные упражнения помогают подготовить речевой аппарат ребенка к постановке звуков, их закреплению и различению. Учитель-дефектолог показывает родителям, как надо выполнять упражнения того или иного  комплекса артикуляционной гимнастики, на что следует обратить особое внимание. Огромная работа с родителями в детском саду несомненно дает свои результаты.

При работе с детьми дома и выполнении домашних заданий родители должны учитывать следующее:

- принуждать ребенка  заниматься нежелательно. Занятия дадут лучший результат, если они проведены в игровой форме и  интересны для ребенка;

- на одном занятии дается не больше 2-3 упражнений, к последующему упражнению надо переходить   после того, как будут хорошо усвоены предыдущие;

- все упражнения  выполняются естественно, без внутреннего напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи опущены, пальцы рук  расслаблены и неподвижны);

- отдельные артикуляционные упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных позиций губ и языка;

- при выполнении упражнений инструкцию надо давать поэтапно, например: растяни губы в улыбке, покажи зубы, приоткрой слегка рот, подними кончик языка вверх  к бугоркам  за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком  языка, произнося  звук « д-д-д-д»;

- если у Вашего ребенка появляются правильные звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в самостоятельную речь ребенка, то есть учить употреблять поставленный  звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи;

- всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения развитию связной грамматически правильно оформленной речи  родители согласовывают с логопедом, обращаться к нему за советом  во всех возникших затруднениях;

- начинать коррекционную работу по дифференциации  звуков  можно  после того, как ребенок научится правильно и дифференцированно  произносить изолированные звуки.

Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

Помните: совместная работа учителя-дефектолога, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения!!!

 

свернуть